Харбинский фестиваль снега и льда проводится ежегодно на протяжении 28 лет и по значимости и масштабам воплощения занимает второе место в мире после чемпионата по ледовым скульптурам Ice Alaska - 2012. И участие в нем Александра Парфёнова, который, кстати, на днях собирается посоревноваться в искусстве ледяной скульптуры и на Аляске, – событие для Барнаула выдающееся. Ежегодно зимний фестиваль в Харбине посещает порядка 800 тысяч человек. А между тем это один из самых холодных городов Китая, в котором разгуливают сибирские ветра, температура в зимний период не поднимается выше минус 15 градусов, что обеспечивает подходящие условия для ледового фестиваля. Туристы стремятся посмотреть именно этот фестиваль. Для сооружения ледяных скульптур используются ледяные блоки, которые вырезают из замерзшей поверхности близлежащей реки Сунгари. По оценкам создателей, на возведение снежного и ледяного мира в этом году ушло 15-17 дней, трудились над ним 15 тысяч человек и было использовано почти 180 тысяч кубометров льда.
Это огромный ледяной город площадью более 60 гектаров, где разместились светящиеся дворцы с колоннами и шпилями практически в реальную величину, в которых можно побродить по искусно вырезанным залам, а кое из каких комнат скатиться по 60-метровой горке. Все ледяные строения освещены иллюминацией, по оценке Александра Парфёнова, композиции хоть и не отличаются особой изящностью, но настолько масштабны, что их видно уже с самолета.
Зато снежные строения, многие из которых, по словам Александра Парфёнова, достигают в высоту девятиэтажного дома, поражают именно кропотливо исполненными деталями. Сам Александр вместе с соавторами из Магаданской области Светланой и Алексеем Вербицкими создали композицию «Иона во чреве китовом» по мотивам библейского сюжета, но с элементами современной действительности. Иону, находящегося в утробе огромного млекопитающего, снежные скульпторы наделили компьютером, что, по их мнению, должно символизировать уход людей из реального мира в мир виртуальный. Несколько уровней внутри кита обозначают уровни зависимости от виртуального мира. Авторы приглашают к размышлению – замечаем ли мы, как незаметно и крепко может затягивать нас виртуальность.
Александр оказался в компании магаданских скульпторов случайно – один из членов их команды в последний момент отказался от поездки, на его место пригласили талантливого барнаульца. Эскиз магаданских мастеров прошел конкурсный отбор организаторов фестиваля, на который необходимо было заявиться от региона.
- Эскиз был несколько не доработан: огромный кит, из которого торчат ноги, - рассказывает Александр. – Не понятно, что торчит, зачем торчит? А менять название уже было нельзя. Поэтому интерпретировать приходилось на ходу, отталкиваясь от первоначальной идеи. В итоге родился образ: человека с компьютером поглотило виртуальное пространство, которое мы изобразили в виде кита. Поэтому кит в нашем случае – это, скорее, не млекопитающее, а набор современной техники с плавниками в виде клавиатуры.
Сочиняли скульпторы буквально на ходу. «Что они делают?» - спрашивали у прикрепленного к ним помощника-китайца другие, на что тот только пожимал плечами. Хотя миссия помощника с китайской стороны не только способствовать созданию скульптуры, но и четко следить за технологией творческого процесса, приемами работы, копировать эскизы, фиксировать принципиально новые подходы.
- В этом, наверное, и цель фестиваля, - размышляет барнаульский мастер. - Устроители приглашают талантливых скульпторов как генераторов идей, учатся у них и на следующий год воспроизводят л у ч ш и е творения фестиваля предыдущего года. Но это не всегда срабатывает, особенно когда дело касается настоящего живого творчества. Например, сверять конечный результат нашей работы с эскизами было бесполезно.
Просматривая фотографии с харбинского фестиваля, я обратила внимание на наличие в скульптурах среди китайской темы и откровенно русской – в виде богатырей, девиц в кокошниках. Все дело в том, что 2012 год объявлен Годом российского туризма в Китае, а 2013-й будет Годом китайского туризма в России. Кроме того, Харбин расположен по соседству с Россией и исторически является самым «российским» городом Китая. Александр Парфёнов рассказывает, что на фестивале было много гигантских, размером с многоэтажный дом, скульптур, посвященных русскому балету, театру и живописи. Самой масштабной из них была работа «Бурлаки на Волге» по мотивам картины Ильи Репина: из огромной рамы шириной в восемь метров как бы выходили бурлаки в натуральную величину. Конечно, я не могла не поинтересоваться у Александра, как же в Харбине решается проблема сохранности всей этой красоты от вандалов.
- Во-первых, большинство скульптур там таких огромных размеров, что вряд ли найдется человек, которому было бы под силу причинить им вред, - пояснил мастер. – Во- вторых, там эти скульптуры в таком количестве, что вандалы элементарно не смогут определиться, какой из них навредить. В-третьих, за столь приличный возраст фестиваля там сформировалась культура сохранения ледовых и снежных скульптур: за каждой из них ухаживает специальный человек, который следит за ее состоянием и реставрирует в случае необходимости.
Кстати, снега в Харбине нынче было так же мало, как и в Барнауле. Поэтому скульпторы обходились искусственным снегом, который заливают в короба и во влажном состоянии утаптывают. По отзывам Александра Парфёнова, прессуется он великолепно, при этом плотность его становится на порядок выше, чем природного снега, и резать его приходится инструментами по льду.
А после искусственного снега и Харбина барнаульского скульптора ждала встреча со льдом и Хабаровском, где он в паре с тем же магаданским мастером Алексеем Вербицким принял участие в Международном конкурсе «Ледовая фантазия». Творение барнаульца и магаданца «Уходя в дальнейшее пространство», как и в прошлый раз, размышление на тему мироздания, было признано лучшим. Александра Парфёнова участие в этих престижных фестивалях вдохновило на новые творческие подвиги, к которым он приступит на днях в Аляске, но скульптор уже мечтает принять участие в харбинском фестивале снега и льда в следующем году в составе команды Алтайского края.
Автор: Алиса Тростникова